Еще несколько лет назад при обнаружении нарушений требований пожарной безопасности во время проведения мониторинга орган, осуществляющий государственный пожарный контроль, имел право тотчас запретить эксплуатацию объекта. Если недостатки серьезные, объект даже можно было закрыть и опечатать. Сегодня ситуация коренным образом поменялась. Какими бы значительными не были нарушения, приостановить деятельность предприятий инспектор ГПН не может. Его компетенция ограничена определенными обстоятельствами и влиянием третьих лиц. О чем или о ком идет речь? Вы поймете это, дочитав статью до конца.
Существует 5 ситуаций, когда объект может быть опечатан за нарушения требований пожарной безопасности (ТПБ).
Некоторые рокировки на правовом поле произошли этой весной. 20 марта 2021 года в Кодексе об административных правонарушениях появилась статья 20.4. Конкретно в части 2.1 прописана ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Функционирование предприятия может быть административно приостановлено на 30 суток в случае повторного осуществления правового нарушения, связанного с ТПБ. Поэтому просто штрафом за нарушение пожарной безопасности тут уже не отделаться.
В части 1 ст. 20.4 Кодекса обозначены объекты, входящие в группу повышенного риска. Это такие, в которых установлено электрическое оборудование. Если в помещениях обнаружено, что источники водоснабжения для противодействия пожару не исправны, не работоспособны электрические установки, устройства автономного пожаротушения, электрическое оборудование, системы пожарной сигнализации, защиты от дыма, пути безопасной эвакуации работников и посетителей здания не соответствуют ТПБ — деятельность на этих площадях будет приостановлена. К ответственности за нарушение пожарной безопасности привлекаются собственники и владельцы объектов недвижимости.
Для применения административного воздействия по статье 20.4 должны одновременно совпасть 3 обстоятельства:
К моменту подготовки этого материала прошло около 4 месяцев с даты вступления в законную силу ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП. Описанной правоприменительной практики пока еще обнаружено не было. Поэтому при толковании текста нормативного акта будем руководствоваться теорией.
Для приостановления эксплуатации объекта инспектор ГПН должен иметь постановление на проверку. После проведения мероприятий по плану мониторинга на объекте с высоким риском должны быть выявлены характерные нарушения. Это может быть отсутствие второго эвакуационного выхода или неисправности в работе системы аварийного оповещения. После документирования факта нарушения составляется протокол, и юридическое лицо наказывается по ст. 20.4 ч. 1. Далее, в течение года после выдачи постановления о наказании за нарушение пожарной безопасности, должна пройти еще один мониторинг на том же объекте. Если по его итогам будут обнаружены подобные или другие несоответствия, инспектор ГПН вправе составить протокол с обоснованием по ч. 21 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях. Документы направляются в суд. В ходе слушания представитель государственного пожарного надзора должен доказать обоснованность принятого им решения. Рассмотрение дела в судебном порядке чревато разными видами ответственности за нарушение пожарной безопасности и более строгим наказанием, а именно: приостановлением деятельности объекта на 30 суток.
В помещении, принадлежащем юридическому лицу, случился пожар, который из-за халатности владельца повлек причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Эта ситуация предусмотрена ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП. По результатам проведенной проверки по обеспечению ТПБ инспектор ГПН возбуждает дело об административном правонарушении. Далее представитель государственного пожарного надзора направляет дело в суд для вынесения постановления о приостановлении деятельности организации за нарушения пожарной безопасности.
Мера применяется только при условии доказательства причинно-следственной связи между ТПБ и выявленными нарушениями, которые были допущены ЮЛ или ИП и привели к тяжким последствиям. Решение о наказании принимается судьей и зависит от степени обоснованности доводов органа, осуществляющего ГПН.
Инспектор в ходе проверки выдал предписание юридическому лицу. Спустя время, в ходе следующего мониторинга, обнаружено повторное невыполнение постановления по нарушению пожарной безопасности. В этой ситуации орган, исполняющий ГПН, вправе составить протокол, регламентированный ч. 14 ст. 19.5 КоАП, и направить его в суд. В документах должно быть обозначено, что повторно не ликвидированы нарушения ТПБ, что они являются угрозой причинения вреда здоровью и жизни людей. В ходе слушания аргументы обосновываются. Но на практике сделать это крайне сложно, потом что угроза причинения вреда — понятие, которое никак не регулируется.
Чтобы ситуация сложилась, при первой проверке должно быть вынесено предписание, при второй проверке юрлицо должно быть привлечено по ч. 12 ст. 19.5 КоАП и с даты вступления постановления об ответственности в течение 1 года должен быть составлен еще один протокол по ч. 14 ст. 19.5 КоАП.
По результатам проверки орган, осуществляющий ГПН, обращается в прокуратуру с запросом о применении мер прокурорского реагирования. Описывается опасность нарушений, доказывается причинно-следственная связь. Решение зависит от того, насколько убедительными будут доводы. Органы прокуратуры вправе организовать проверку соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности и по ее итогам обратиться в суд для объявления санкций за нарушение пожарной безопасности или приостановки эксплуатации объекта. Доказывать факты суду должен не инспектор ГПН, а прокурор. А далеко не все готовы взять на себя эту ответственность.
Органы прокуратуры сами инициируют проверку законодательства по соблюдению правил пожарной безопасности. Инспекторы ГПН могут быть привлечены в качестве специалистов, экспертов.
Опечатать и приостановить деятельность объекта за нарушение пожарной безопасности на практике очень сложно. Решение об этом принимает суд, а не инспектор ГПН или прокурор. Самыми быстрыми способами являются две последние ситуации.