Начиная с 2017 года, органы федерального государственного пожарного надзора (ГПН) используют в своей деятельности предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности. В документе содержатся указания на требования пожарной безопасности, нормативно-правовые акты РФ, документы по ППБ, сведения о действиях проверяемой организации, гражданин. Предостережение не обладает силой принудительного исполнения, его цель носит профилактический характер. Акт реагирования имеет некоторые особенности. В чем они заключаются и как относится к предписанию — читайте далее.
В Федеральном законе № 182 от 23.06.2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» описано определение рассматриваемого в статье акта.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности — это форма воздействия с целью профилактики. Акт содержит информацию о выявленных нарушениях правил пожарной безопасности в отношении физических и юридических лиц. Чаще всего данная форма используется для принятия мер индивидуальной профилактики, если нет оснований для привлечения организации (частного лица) к уголовной или административной ответственности.
В предостережении ГПН прописываются следующие позиции:
Согласно п. 45 Положения о федеральном Госпожнадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ № 290 от 12 апреля 2012 года) органы ГПН являются ответственными за объявление предостережения.
Если ответственные лица ГПН владеют информацией о приближающихся нарушениях требований пожарной безопасности, они вправе направить предостережение в соответствующую организацию. Данные могут быть и не подтверждены, но если есть хотя бы малейшая угроза причинения ущерба охраняемым законом материальным ценностям, органы госпожнадзора объявляют предостережение о недопустимости нарушений. Также в акте должны быть прописаны профилактические меры.
Основания о праве объявлять предостережения обозначены в ст. 49 ФЗ № 248 от 31 июля 2020 г. «О госнадзоре и муниципальном контроле в РФ».
Статьей 60 ФЗ № 248 определено, что если нет доказательств о готовящемся причинении вреда или нет возможности определить формат деятельности предприятия, предостережение может быть направлено адресату. При этом соответствие или отклонение от параметров деятельности согласно индикаторам риска нарушения может служить основанием для проведения надзорных мероприятий. Для этого должностному лицу необходимо подготовить мотивированное представление о направлении предостережения.
Описанную канцелярскую информацию можно изложить в более доступной форме.
Сотрудники органов Госпожнадзора направляют предостережение в следующих случаях:
Понятие индикаторов риска появилось в 2017 году и касалось надзорных проверок юридических лиц. Определение внесено в новый Федеральный закон № 248. Индикаторы риска применяются для анализа обращений с целью определения необходимости внеплановой проверки.
Риск-ориентированный подход представляет собой способ контроля, в рамках которого определяется форма, продолжительность, периодичность проверки. В соответствии с ч. 2 ст. 81 ФЗ № 294 устанавливается группа опасности деятельности проверяемой организации. Критерии определяют органы власти с учетом тяжести отрицательных последствий из-за нарушений ТПБ и оценки вероятности их несоблюдения.
В отдельных ситуациях для установления группы опасности применяются специальные расчетные методики. Основания прописаны в частях 4-5 ст. 8.1 ФЗ № 294. По сути, индикаторы риска представляют собой основания для организации внеплановой проверки. Факты из обращений сравниваются с индикаторами риска. Установленные расхождения не считаются доказательствами нарушения. Но это повод для инициирования контрольного мероприятия.
Порядок действий при получении предостережения от органов госпожнадзора утвержден постановлением Правительства № 166 от 10.02.2017 г. «Об утверждении Правил составления и направления предостережения». Ответ допускается составлять в 2-х формах:
Порядок и сроки рассмотрения обозначены в п. 58 Положения о государственном пожарном надзоре. Установлен срок, когда допустимо дать ответ, — 60 дней от даты направления на адрес получателя, ответственного юридического лица. В качестве формы приемлем бумажный вариант, направленный почтовым отправлением официально в органы ФГПН. Допустимо предоставление ответа в электронном формате. При этом обязательно подписание усиленной квалифицированной подписью уполномоченного представителя организации.
В возражении юрлицо указывает стандартную информацию о своем предприятии — наименование, ИНН, а также:
В течение 20 рабочих дней от даты получения возражения органы ГПН направляют ответ.
Уведомление подразумевает согласие юридического лица с описанными в предостережении фактами. В ответе должны быть прописаны принятые меры по обеспечения соблюдения ППБ.
Если ответ на предостережение ГПН не был отправлен вовремя или с нарушением установленного порядка (неполный или искаженный вид), в отношении юридического лица могут быть применены санкции. Статьей 19.7 Кодекса об административных правонарушениях прописаны меры и объем наказания.
Исходя из требований Положения о ГПН, описанные действия учитываются пожарными инспекторами при установлении категории риска объекта защиты. Это также критерии добросовестности, которые квалифицируют возможность несоблюдения обязательных мер по пожарной безопасности. Критерии влияют на отнесение предприятия в сторону более высокой категории риска. Чем показатель выше, чем более частыми будут проверки пожарных инспекторов.